Договор уступки права требования в исполнительном производстве

К такому договору применяются общие правила предъявляемые к договору цессии, но имеются нюансы которые необходимо учитывать.

Во- первых, в предмете договора необходимо указать номер и дату исполнительного листа и решение на основании которого оно выдано. Сделать неотъемлемой частью договора эти документы.

Во-вторых, чтобы сделка была признана состоявшейся (действительной) необходимо установить допускает ли законодательство уступку права требования, вытекающего из исполнительного документа? Как для сделок, связанных с уступкой права требования, так и для сделок, связанных с переводом долга, законодательством предусмотрен запрет на переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст. 383 ГК РФ). Такие права не могут быть уступлены (переведены), а сделка, совершенная в нарушение указанного запрета, не влечет правовых последствий, связанных с правопреемством;

В -третьих, установить соблюдены ли требования к форме договора об уступке права требования? Для этого необходимо установить, из какого обязательства возникла задолженность по исполнительному производству и в какой форме был заключен договор, на основании которого возникла такая задолженность. Уступка права требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Соглашение об уступке права требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки.

Исходя из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10, можно предположить, что вы не сможете стать взыскателем, если договор цессии подлежит регистрации, но не был зарегистрирован.

Представляется, что нельзя стать взыскателем и в том случае, если суд посчитает договор цессии ничтожным из-за его притворности.

Верховный Суд РФ в Определении от 23.08.2016 N 18-КГ16-76 также указал, что при разрешении вопроса о процессуальном правопреемстве для должника по исполнительному производству не может быть существенной личность взыскателя; для перехода прав кредитора к другому лицу не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.